Печать

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по вопросу предоставления компенсаций за работу

на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными

условиями труда и иными особыми условиями труда в связи с

Определением Верховного суда; Российской Федерации

от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 по делу

ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" »

4 апреля 2012 г. Верховным Судом Российской Федерации принято Определение N АКПИ12-317 по заявлению ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК «О прекращении производства по делу о признании недействующими пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", абзаца первого пункта 1 и абзаца 1 пункта 4 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20».

В мотивировочной части определения Верховный Суд РФ сослался на то, что в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени...» и изменением федеральным законодателем (Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) определения порядка установленияминимальной продолжительностиежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, соответствующие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими, следовательно оспариваемые правовые акты не порождают правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя.

Однако в резолютивной части Верховный Суд РФ определил прекратить производство по заявлению ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», не приняв решение о признании этих актов не действующими Федерация профсоюзов Республики Башкортостан считает, что выводы, изложенные в мотивировочной части Определения Верховного Суда Российской Федерации существенно противоречат нормам процессуального права, сформулированы без учета соответствующих норм материального права, в связи с чем данное Определение не может считаться основанием для неприменения Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 и Инструкции к нему.

Кроме того, вывод о неприменении Списка от 25.10.1974 № 298/П-22 и Инструкции к нему сделан без учета ряда норм трудового законодательства.

Так, согласно части 1 ст.210 Трудового кодекса РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статья 219 (абз.13) Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует каждому работнику, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда предоставление компенсаций, которые устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальным  нормативным актом, трудовым договором в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Часть 2 ст.117, часть 2 ст.147 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 7 октября 2006 г., устанавливали, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления, а также повышенные размеры оплаты труда работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда утверждаются непосредственно Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в таком же порядке в соответствии со ст. 92 кодекса для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должна была устанавливаться и сокращенная продолжительность рабочего времени.

Поскольку Правительство Российской Федерации до настоящего времени не определило такие перечни и условия, то в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации на территории РФ применялись перечни, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

С внесением Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ изменений в часть вторую статьи 117, часть вторую ст.147, часть вторую ст.219 Трудового кодекса РФ, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с     вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления, а также минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми  условиями  труда,  и  условия  указанного  повышения  должны устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поскольку Правительство Российской Федерации не обеспечило установление таких перечней и условий, то в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации на территории РФ и после внесения изменений в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом №90-ФЗ при предоставлении дополнительных отпусков, установлении повышенной оплаты работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и (или) опасными условиями труда применялись перечни, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

20 ноября 2008 г. Правительство Российской Федерации Постановлением N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее -Постановление N 870), установило минимальный размер компенсаций, которые предоставляются по результатам аттестации рабочих мест следующих компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:

-сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

    -ежегодный  дополнительный  оплачиваемый  отпуск  -  не  менее  7 календарных  дней;

-повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада),  установленной   для   различных   видов   работ   с   нормальными условиями труда.

В соответствии с п.2 Постановления №870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было предписано в 6 месячный срок с момента вступления постановления в силу т.е до 6 июня 2009 года установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Однако до настоящего времени Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения РФ) данное поручение Правительства РФ не выполнено, в связи с чем в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Более того, Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. № 655 п.3 Постановления №870 был признан утратившим силу, соответственно полномочия, делегированные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации п.3 Постановления №870 были у него изъяты.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации", которое в основном вступило в силу 3 июля 2012 года, полномочиями по установлению размеров компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления переданы Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день Постановление Правительства РФ № 870 от 28.11.2008 г. "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", которое определяет минимальные гарантии и компенсации для всех работников, занятых во вредных условиях труда, и Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", которое определяет гарантии и компенсации работникам, занятых в конкретных (в зависимости от конкретных вредных факторов) условиях «вредности» являются действующими.

Статья 12 Трудового кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения действия закона или иного нормативного правового  акта, содержащего нормы трудового права, либо отдельные их положения, это - истечение срока действия, вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы, отмена (признание утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

При этом, по смыслу главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ порядок признания нормативных актов недействующими предполагает, что вывод суда о признании нормативного правового акта недействующим должен   содержаться   в   резолютивной   части   решения   суда.   Позиция Верховного суда РФ о неприменении Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-220 и Инструкции к нему, высказанная Верховным Судом РФ исключительно в мотивировочной части Определения не соответствует порядку установленному гражданским процессуальным законодательством и не влечет признания нормативного правового акта не действующим. Данная позиция согласуется с постановлением Конституционного суда N 1-П от 27 января 2004 г.

Таким образом, выводы, изложенные в Определении Верховного суда РФ являются ничем иным как мнением судьи по конкретному делу, в противном случае суд обязан был вынести решение по существу, а именно о признании нормативного правового акта недействующим, однако такого решения суд по данному делу не принял, а прекратил производство по делу, следовательно данное определение не порождает каких -либо правовых последствий в части признания Списка не действующим.

Негативную оценку Определению Верховного суда дала ФНПР (прилагается).

Вместе с тем, в случаях уклонения работодателей от установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышения оплаты труда в связи с упомянутым Определением Верховного суда РФ следует руководствоваться главным выводом его мотивировочной части, о том, что даже «отсутствие нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти не является препятствием для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.».

При этом следует иметь ввиду, что гарантии, установленные Постановлением №870 исходя из смысла ст. ст.92, 117,147, 219 Трудового кодекса РФ, пункта 2 Постановления № 870, являются минимальными, они могут быть увеличены соответствующим федеральным органом исполнительной власти в зависимости от класса условий труда, а также     коллективным договором, соглашением, локальным нормативным  актом (принятым с учетом мнения профкома), трудовым договором.

С учетом этих условий, в соответствии с Трудовым кодексом РФ Федерация профсоюзов РБ считает необходимым при решении вопроса о предоставлении компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда руководствоваться перечнями, установленными (добиваться их установления и сохранения) коллективными договорами, соглашениями с учетом Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий  день,     утвержденного  постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20, а также Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78, либо установленными коллективными договорами, соглашениями со ссылкой на указанные акты СССР и исходить из минимальных размеров этих, установленных Постановлением Правительства РФ № 870.